[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Romish  
Форум » Форум » Свадебный Форум » РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. («Свадьба» — от слова «сварьба»)
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ.
CucumbersДата: Среда, 26.10.2011, 20:07 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Заблокированные
Сообщений: 67
Статус: Offline
На Руси большинство народных праздников, в том числе и свадьба, возникли во времена язычества. С введением христианства языческие обряды искоренялись. Но церковь, учитывая славянские традиции, некоторые обычаи и обряды, была вынуждена сохранить до сих пор. И само слово «свадьба», и родственные ему слова «сватовство», «сват», «свахи», «сватья» происходят от старинного «свадить» — сводить, сватать.

В старину свадьба состояла из сватовства, сговора (обручения) и венчания (брак по церковному обряду). Русские женили сыновей рано. Бывали случаи, когда возраст жениха равнялся 12-13 годам. Родители спешили уберечь юношу от соблазнов холостой жизни. Редко случалось, чтобы русские оставались неженатыми. Только болезнь или обещание постричься в монахи могли быть препятствием к женитьбе или замужеству.

Нравственные понятия того времени не позволяли молодому человеку говорить родителям о своем желании жениться. Только тот мог собой распоряжаться, кто был в зрелом возрасте, вступал во второй брак или вовсе не имел родителей. До свадьбы жених и невеста часто не были знакомы и могли увидеть друг друга только после сговора на обручении. Поэтому девушку, собирающуюся замуж, называли «невеста», что значит — неизвестная, неведомая, а юношу — «суженый» от судьбы, которая посылает невесте жениха.

Убран последний урожай и наступила пора свадеб.

Спроси любую замужнюю женщину, какой для нее самый яркий, памятный день в ее жизни. И ответ будет почти однозначен: «Свадьба!» И правда: что может быть светлее и радостнее дня, когда соединяются два любящих сердец, когда создается новая семья..

Не случайно все девичьи гаданья сводятся к одному: выйду в этом году замуж или нет? «Свадьба» — от слова «сварьба» — соединение, соединение с любимым, начало новой жизни, переход девушки и парня в новый статус — замужней женщины и отца семейства. Но если для горожан свадьба почти всегда безоблачный и счастливый день, то для деревни было куда сложнее..

Правда, и в городе, и в деревне к браку относились серьезно: женились и выходили замуж, как правило, один раз в жизни. И молодой человек понимал свою ответственность перед семьей: «Жениться, — перемениться», «Жена — не рукавица, с белой руки не смахнешь, да за пояс не заткнешь»..

Русская народная свадьба уходит своими корнями в далекие времена. Не случайно, называлась она еще «свадебная игра». Действительно, это было многоактное, с множеством эпизодов действо, продолжавшееся от трех дней до трех недель, впитавшее в себя многое от язычества и позаимствовавшее новое в обрядах от христианства.

Согласно Воскресенской летописи князь Александр Невский, возвратясь в 1239 году в Новгород из Торопца после своей женитьбы на дочери половецкого князя Брячислава, праздновал «другую кашу», то есть дал свадебный пир с ритуальным употреблением зерна (каши). Каша, как известно, является символом плодородия.

О древнейших свадебных обрядах мы имеем только отдельные упоминания в летописях, но пройдя через столетия к XIX веку, они включали в себя и новые элементы, подсказанные самой жизнью: песни, причитания, приговоры, отличающиеся удивительной поэтичностью и музыкальностью.

Хотя в различных губерниях обряд приобретал свои особенности (репертуар песен: количество дней, связанных со свадебной игрой), но канва, конструкция свадебного обряда была единой и включала в себя 9-11 эпизодов. Много? Да нет, все было оправдано. Делалось все, чтобы новая семья жила счастливо и благополучно. Отсюда — множество действий — ОБЕРЕГОВ.

Сельская свадьба далеко не всегда была радостным закреплением отношений двух влюбленных. Для деревенских жителей брак — это дело хозяйственное. Как со стороны жениха, так и со стороны невесты взвешивались все «за» и «против». Как правило, решающее слово было за родителями, а зачастую достаточно было воли отца. Плачущей дочери говорили: «Не реви! Стерпится — слюбится!»

Когда родители решали женить сына («у нас созрело, соспело», — говорили бойкие сваты, стучась в дом родителей невесты), прежде всего определяли род (с кем хорошо было бы породнится) и, разумеется, достаток. Затем решали: кто пойдет сватать. Мог идти отец, брат, ближайшие друзья отца, сваха. В свое время это была очень выгодная, говоря сегодняшним языком, «престижная специальность».

При этом она требовала определенных личных данных: знания людей, бойкости, остроумия, находчивости, знания обрядов. Договорившись о цене за услугу, отец жениха отправляет сваху: «Иди, Федора, к Петру Артемьевичу. У него дочка на выданье, говорят, хорошая работница». И Федоровна отправлялась..
Прикрепления: 9911787.gif (45.0 Kb)
 
CucumbersДата: Среда, 26.10.2011, 20:08 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Заблокированные
Сообщений: 67
Статус: Offline
Обычно сватья, свахи ходили вечером, когда смеркнется, чтобы не стыдно было идти обратно в случае отказа. Зайдя в дом, сваха скромно садилась на закрытую кадушку для помоев, подложив под себя варежки (так было в Костромской губернии). Одета она по-особому: на голове шаль со спущенными вниз длинными концами, на ногах разные сапоги (а можно — и валенок, и сапог), на руках и зимой, и летом — варежки. Родители невесты сперва как бы не реагируют на ее приход. Через некоторое время происходит подобный диалог:

«А, Федора, это ты? Чего пришла-то?
— Да вот, мимо шла, да зашла..
— Ну, входи в избу.»

Сваха входит, но останавливается под матицей (по поверью в ней живет домовой). И вот тут начинается разговор, обычно иносказательный: «Я к вам, к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ли у вас стог купить, да жеребенка накормить?» Или: «Я пришла не лапти плесть, а родню завесть». А бывает и просто: «У нас жених, у вас невеста, нельзя ли их свести вместе?»

После этого сваху (сватов) сажали на почетную продольную лавку, а после этого просили подвинуться к столу, и начинался конкретный разговор о деле. При этом сваха, если дело пошло на лад, назначала с родителями невесты время сговора (просватанье), где окончательно все и решается. В это время невеста сидит с подругами за столом и время от времени поглядывает на зажженную у икон лампаду.

Считается, что если девушку просватают, лампадка должна погаснуть.

До XIX века сговор включал в себя рукобитье, богомолье, пропой. Рукобитье — это самое начало обряда: родители решают все хозяйственные дела, сидя за столом, затем встают и над хлебом (символ благополучия) пожимают друг другу руки. После этого следует благодарственная молитва, затем все снова садятся за стол и начинают «пропивать» невесту. С этой минуты девушка считается «сговоренкой».

Тут-то все и начинается. «Сговоренка» закрывает лицо руками, падает на стол и, плача, начинает причитать:: «Вот приехал сват, просватался...» Долго причитает «сговоренка», пока не приходят родители и сообщают все подробности о дальнейшем ходе событий, о дне свадьбы.

С этого дня для девушки кончается «вольная жизнь». Она уже не могла выходить из дома, принимать участие в девичьих играх на улице, участвовать в посиделках. И одежда на ней совсем другая: «сговоренка» должна ходить в темном сарафане, низко повязав платок, даже глаза прикрывала. По утрам «сговоренка» должна была «зори плакать», причитать. Днем в дом невесты приходили подружки, помогать шить приданое. Подарков необходимо было приготовить множество: и свекрови, и свекру, и жениху, и гостям. Одних полотенец требовалось несколько десятков.

Нельзя упустить один важный эпизод в предсвадебных хлопотах, он назывался «Дом смотреть». Родители невесты вместе с родствениками приходили в дом жениха и осматривали дотошно все хозяйство будущих сватов: и конюшни, и амбар, и даже курятник. Тут уж каждый ловчил, как мог: занимали у соседей скот, ставили в амбар чужие мешки с зерном. Однажды, в экспедиции я спросила у знакомой старушки, как ее замуж выдали.

Она ответила: «Вот так, выдали меня за семь хомутов». — «Как это?» — «Да жених посватался из дальней деревни. Сваха очень хвалила. Поехал отец с матерью „дом смотреть“, видит в конюшне семь хомутов висят. „Ну, — думает, — богато живут“. Спрашивает: „А где кони-то?“ — „Да мальчишка повел в поле, притомились на работе“. А когда замуж вышла, смотрю — одна лошадь всего. Хомуты-то у соседей занял напоказ. Вот так!»

Вскоре после просватанья, подруги девушки рубили в лесу небольшую елочку, украшали ее лентами и бумажными цветами, фольгой и прибивали ее к углу дома невесты или коньку крыши. До свадьбы оставалось совсем немного..
Прикрепления: 3987317.jpeg (7.8 Kb)
 
CucumbersДата: Среда, 26.10.2011, 20:09 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Заблокированные
Сообщений: 67
Статус: Offline
Свадебная процедура век назад.

Летом 1895 г. в газете «Русское слово» был описан сельский свадебный обряд в Богородском уезде Московской губернии. Этот этнографический экскурс, на наш взгляд, не лишен интереса и может служить для сравнения с нынешним ритуалом.

Свадьбы в Борогодском уезде, видимо, имели какие-то отличительные особенности, коли об этом писала довольно солидная газета. Здесь мы сможем лишь в очень краткой форме передать главные моменты этого семейного торжества, бытовавшего некогда в российских селах и деревнях, основываясь на материалах, добытых нами в архивах Тюменской областной научной библиотеки.

Свадьба открывалась сватовством невесты. Но сватала ее не сваха, а сват, засылаемый родителями жениха к родителям невесты. Придя в дом невесты, сват с некоей загадочностью спрашивал хозяев дома: «Посмотрите на меня, каков я кажуся?..» Хозяева, конечно, догадывались, в чем тут дело, и отвечали ему, что он-де кажется им добрым гостем, и приглашали садиться для беседы.

Если эта сватовская беседа устраивала родителей невесты, то они через того же свата приглашали родителей жениха к себе для уговора относительно приданого, подарков невесте, дня бракосочетания и пр. Прощаясь с родителями жениха, невеста передавала с ними жениху в подарок платок или полотенце.

После уговора жених мог посещать дом невесты и угощать ее с подругами гостинцами. При угощении подруги невесты пели величальные песни. Накануне же свадьбы в доме невесты собирался девичник, на который являлся и жених со своими товарищами. Невеста встречала его, сидя за столом на «большом месте». На столе лежал большой круглый пирог, разные лакомства и «девичья красота» — корни репейника, укрепленные на доске и украшенные яркими разноцветными лентами.

Угощение сопровождалось веселыми разговорами, шутками и величальными песнями.

Перед венчанием жених приезжал за невестой в ее дом. Там он находил сидящего рядом с нею мальчика — ее младшего брата или кого-либо из родственников. Жених выкупал себе это место, поднося мальчику стакан пива с опущенными в него монетами. Место освобождалось и жених садился рядом с невестой, а за ним уже усаживались за стол, в порядке старшинства, по обеим сторонам от жениха и невесты все те люди, которые должны сопровождать их на венчание и из церкви домой.

Затем подавался обед, но жених с невестой в нем не участвовали. При выходе из-за стола родители невесты благословляли сговоренных на венчание, которые и уезжали в церковь. Когда эскорт новобрачных подъезжал из церкви к дому молодого, то сопровождающие женщины пели:

Выглянь, выглянь, матка,
В красное окошко,
Твой сын-сокол едет,
Соколочку везет
И белу и румяну,
И личиком полну.

У ворот дома новобрачных встречали родители молодого с иконой и хлебом-солью. Молодые кланялись трижды пред отцом и матерью, целовали икону и хлеб и входили в избу, где уже были подготовлены для пира столы. Первыми за брачный стол садились молодые, и все женщины пели им величальную. Молодых же уводили кормить в отдельное место. По окончании пира их вели к приготовленной постели, которую родственники — муж с женой — обминали, и молодой муж обязан был выкупить ее у них за деньги.

На следующий день молодые отправлялись в гости к родителям молодой. Там их угощали блинами, яичницей, приготовленными тещей. Там же они могли обедать и даже ночевать. Этим и заканчивалось свадебное торжество в селениях Богородского уезда.
Прикрепления: 4153081.jpeg (14.9 Kb)
 
cgpdgДата: Четверг, 29.09.2022, 02:45 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
Катание на санях - одна из традиций. Вот думаю, а если нет лошадей, можно собак запрячь? Было бы неплохо. Есть же даже собачьи бега http://www.corsoclub.ru/forum/viewtopic.php?pid=218753#p218753 Даже интереснее, чем на лошадях.
 
Форум » Форум » Свадебный Форум » РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. («Свадьба» — от слова «сварьба»)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Свадьба Иваново Copyright MyCorp © 2024